Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация

Автор книги: Инна Королева

Жанр: Педагогика, Наука и Образование

Возрастные ограничения: +12

Текущая страница: 1 (всего у книги 12 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Инна Васильевна Королева
Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых: Учебное пособие

Допущено Учебно-методическим объединениемпо направлениям педагогического образования в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050700 Педагогика

Г. Н. Пенин, д-р пед. наук, проф., заведующий кафедрой сурдопедагогики РГПУ им. А. И. Герцена;

А. И. Лопотко, д-р мед. наук, проф. лаборатории по реабилитации слуха и речи Санкт-Петербургского ГМУ им. И. П. Павлова.

КИ – кохлеарный имплант

СА – слуховой аппарат

ПЛП – постлингвальные пациенты

ДЛП – долингвальные пациенты

КСВП – коротколатентные слуховые вызванные потенциалы

ВОАЭ – вызванная отоакустическая эмиссия

Введение

W.House продолжил развитие одноканальных систем КИ. Разработка многоканальных систем была возобновлена в Австралии, Австрии, Бельгии и Франции в 80-х гг. XX в. Сейчас системы КИ продолжают развиваться в этом направлении [23].

В настоящее время три основные фирмы производят системы КИ: «Cochlear» (Австралия), «MED-EL» (Австрия), «Advanced Bionics» (США).

Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи является ведущим центром России, где проводят такие операции. Здесь осуществляются все 3 этапа кохлеарной имплантации:

1) комплексное диагностическое обследование и отбор пациентов – кандидатов на кохлеарную имплантацию;

2) хирургическая операция;

3) послеоперационная слухоречевая реабилитация пациентов.

В реализации этих этапов участвуют до 20 специалистов разного профиля – хирург-отоларинголог, аудиолог, сурдолог, сурдопедагоги, психоневрологи, психологи, логопеды и др. [3,4,7,11].

Глава 1. Слуховая функция и нарушения слуха
(краткие сведения)

1.1. Что такое звук
1.2. Ухо и слуховые центры мозга

Ухо состоит из трех частей: наружного, среднего и внутреннего уха (рис. 1).

Рис. 1. Строение уха

Анализ звуков и речи производится в подкорковых и корковых центрах мозга (рис. 2).

Рис. 2. Строение слуховой системы:

1.3. Возникновение слуховых ощущений

ЧЕЛОВЕК СЛЫШИТ МОЗГОМ, А НЕ УХОМ!

1.4. Нарушения слуха

В зависимости от степени снижения слуха выделяют I, II, III, IV степени снижения слуха (тугоухости) и глухоту (табл. 1).

Слуховое восприятие при различной степени потери слуха

В зависимости от того, когда человек потерял слух, выделяют:

долингвальную глухоту. Это глубокая потеря слуха с самого рождения или в первый год жизни. Эти дети могут научиться речи только с большим трудом и чаще используют язык жестов для общения;

перилингвальную глухоту. К ней относятся потери слуха в период овладения речью до ее полноценного овладения (от 1 года до 5 лет);

постлингвальную глухоту. К ней относятся потери слуха, возникшие после овладения речью (позднооглохшие пациенты).

Глава 2. Кохлеарная имплантация

2.1. Сущность кохлеарной имплантации

Кохлеарная имплантация – это не только хирургическая операция, а система мероприятий. Она включает 3 эта па:

1) предоперационное диагностическое обследование и отбор пациентов;

2) хирургическую операцию;

3) послеоперационную слухоречевую реабилитацию пациентов с КИ.

Рис. 3. Сравнение принципа действия кохлеарного импланта и слухового аппарата

2.2. Вопросы, наиболее часто задаваемые па циентами – кандидатами на кохлеарную имплантацию, и краткие ответы на них

Кому делают кохлеарную имплантацию?

Как выглядит кохлеарный имплант?

Как действует кохлеарный имплант?

КИ преобразует звуки и речь в последовательность слабых электрических импульсов, которые стимулируют слуховой нерв. Он передает эти импульсы в слуховые центры мозга, которые воспринимают импульсы как речь, музыку, звуки.

Полезно:  Глотка человека

Чем отличаются разные модели КИ?

Как проводится операция?

Какие возможные отрицательные последствия операции?

Возможные при операциях на среднем ухе повреждения лицевого нерва при кохлеарной имплантации встречаются редко, что связано с высокой квалификацией хирургов, проводящих эти операции.

КИ изготовлены из биосовместимых материалов, и случаи отторжения имплантированной части КИ практически не встречаются.

Каков срок использования кохлеарного импланта? Нужно ли детям делать повторные операции по мере роста ребенка?

КИ предназначен для пожизненного использования. Фирмы-производители дают гарантию на внутреннюю часть на 10 лет. Есть пациенты, использующие КИ более 25 лет.

Нужно ли делать повторную операцию, если будут разработаны более современные модели КИ?

Когда человек слышит после операции?

После операции человек не слышит. Он может слышать, только когда подключается речевой процессор КИ, находящийся во внешней части. Он подключается через 4–6 недель после операции, когда полностью заживет послеоперационная рана.

Как человек слышит с КИ?

Когда ребенок с КИ будет понимать речь и говорить?

Как часто нужно приезжать в центр кохлеарной имплантации?

В первые 2 года надо приезжать на коррекцию настройки речевого процессора КИ каждые 6 месяцев. Впоследствии детям следует приезжать 1 раз в год, взрослым – по мере возникновения у них необходимости.

Может ли человек с КИ пользоваться телефоном?

Можно ли заниматься спортом после кохлеарной имплантации?

С КИ можно вести обычную жизнь и заниматься спортом, в том числе плаванием (снимая внешнюю часть), избегая видов спорта, связанных с ударами по голове (см. разд. 4.3). Надо оберегать КИ от ударов, влаги, пыли так же, как слуховой аппарат.

Можно ли летать на самолете и проводить медицинские процедуры с КИ?

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО «ЛитРес» (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Вопросы, часто задаваемые пациентами-кандидатами на кохлеарную имплантацию, и краткие ответы на них

Операция кохлеарной имплантации — это хирургическая операция по вживлению электронного прибора (кохлеарного импланта) во внутреннее ухо глухого пациента.

Кохлеарную имплантацию делают людям с двусторонней глухотой или 4 степенью тугоухости (рис.1).

В последние годы расширяются показания для проведения кохлеарной имплантации, и ее могут рекомендовать пациенту с остаточным слухом.

Слуховой аппарат просто усиливает звуки и передает их к барабанной перепонке. Кохлеарный имплант преобразует звуки в последовательность электрических импульсов, которые стимулируют слуховой нерв с помощью электродов в улитке.

Кохлеарный имплант (КИ) состоит из 2-х частей – внутренней и внешней (рис.2).

Возможные при операциях на среднем ухе повреждения лицевого нерва при кохлеарной имплантации встречаются крайне редко, что связано с высокой квалификацией хирургов, проводящих эти операции.

Кохлеарные импланты изготовлены из биосовместимых материалов, и случаи отторжения имплантированной части кохлеарного импланта практически не встречаются.

После операции человек не слышит. Он может слышать, только когда подключается речевой процессор кохлеарного импланта, находящийся во внешней части. Он подключается через 3-4 недели после операции, когда полностью заживет послеоперационная рана.

Оглавление

Глава 1. Характеристики звуков, слуховая функция и нарушения слуха (краткие сведения).

1.1. Характеристики звуков

1.2. Особенности распространения звука в пространстве.

1.3. Слуховая система.

1.4. Возникновение слуховых ощущений.

1.5. Основные характеристики слуха человека.

1.6. Развитие слуховой системы человека в онтогенезе.

1.7. Развитие поведенческих реакций на звуки и речь у детей .

1.8. Оценка слуха.

1.9. Нарушения слуха.

Полезно:  Витамин С при простуде: аскорбиновая кислота в ударной дозе

1.10. Методы реабилитации людей с нарушениями слуха.

Глава 2. Системы кохлеарной имплантации.

2.1. Сущность кохлеарной имплантации.

2.2. Краткая история метода.

2.3. Устройство и принцип работы кохлеарного импланта.

2.4. Характеристики кохлеарных имплантов.

2.5. Перспективы развития систем кохлеарной имплантации.

2.6. Бинауральная кохлеарная имплантация.

ГЛАВА 3. Отбор кандидатов на кохлеарную имплантацию.

3.1. Медицинское обследование.

3.2. Сурдопедагогическое обследование пациентов-кандидатов на кохлеарную имплантацию.

3.3. Оценка перспективности использования кохлеарного импланта.

3.4. Оценка результатов диагностического обследования и отбор кандидатов на кохлеарную имплантацию.

ГЛАВА 4. ОПЕРАЦИЯ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ.

4.1. Хирургическая операция.

4.2. Осложнения при операции кохлеарной имплантации.

4.3. Период восстановления.

ГЛАВА 5. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЛУХОРЕЧЕВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ С КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТОМ.

5.1. Что необходимо, чтобы человек слышал, понимал речь и использовал ее для общения.

5.2. Чему надо учить позднооглохших пациентов с кохлеарным имплантом?

5.3. Чему надо учить ранооглохших детей и взрослых с кохлеарным имплантом?

5.4. Подведем итоги

ГЛАВА 6. НАСТРОЙКА РЕЧЕВОГО ПРОЦЕССОРА КОХЛЕАРНОГО ИМПЛАНТА.

6.1. Общие сведения о подключении, программировании и настройке речевого процессора кохлеарного импланта.

6.2. Настройка речевого процессора кохлеарного импланта у позднооглохших взрослых и детей.

6.3. Настройка речевого процессора кохлеарного импланта у маленьких детей.

6.4. Настройка речевого процессора кохлеарного импланта у детей с врожденной глухотой старшего дошкольного и школьного возраста.

6.5. Контроль правильности настройки речевого процессора кохлеарного импланта.

6.6. Настройка процессора КИ при бинауральной кохлеарной имплантации.

ГЛАВА 7. СЛУХОРЕЧЕВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОЗДНООГЛОХШИХ ДЕТЕЙ/ВЗРОСЛЫХ И РАНООГЛОХШИХ ДЕТЕЙ/ВЗРОСЛЫХ С ПРОГРЕССИРУЮЩИМ СНИЖЕНИЕМ СЛУХА И СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ.

7.1. Восстановление/развитие восприятия речи и окружающих звуков с кохлеарным имплантом.

7.2. Коррекция нарушений произношения и голоса.

7.3. Психологическая помощь пациенту и его близким.

ГЛАВА 8. СЛУХОРЕЧЕВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТОМ.

8.1. Цели, задачи, направления и методы абилитации.

8.2. Развитие коммуникативных навыков.

8.3. Развитие слухового восприятия неречевых звуков и речи с помощью кохлеарного импланта.

8.3.1. Развитие остаточного слуха со слуховым аппаратом до операции.

8.3.2. Развитие слухового восприятия у ребенка после подключения процессора КИ.

8.3.3. Начальный этап слухоречевой реабилитации.

8.3.3.1. Основные цели начального этапа слухоречевой реабилитации детей младшего возраста.

8.3.3.2. Адаптация ребенка к процессору КИ и обучение родителей контролю работоспособности КИ.

8.3.3.3. Примерный сценарий занятий с ребенком 1,5-4 лет на начальном этапе слухоречевой реабилитации с кохлеарным имплантом.

8.3.3.4. Игры- упражнения для детей со слуховым опытом и функциональной речью

8.3.4. Особенности развития слухового восприятия у слепоглухих детей, детей глухих родителей, детей со слуховой нейропатией, аномалией улитки и гипоплазией слухового нерва.

8.3.5. Подведем итоги.

8.4. Развитие произносительных навыков и устной речи.

8.4.1. Что нужно для того, чтобы ребенок заговорил?

8.4.2. Развитие произносительных навыков.

8.4.2.1. Дооперационный этап.

8.4.2.2. После подключения речевого процессора кохлеарного импланта.

8.4.3. Развитие устной речи.

  • Развитие устной речи как средства общения.
  • Как помочь развитию у ребенка диалоговой речи.

8.4.4. Подведем итоги.

8.5. Развитие языковой системы (системы родного языка).

8.6. Развитие мышления, других психических функций и двигательных навыков.

8.7. Психологическая помощь. Роль родителей и близких ребенка.

8.8. Рекомендации для родителей по развитию слуха, речи, навыков общения и познавательной активности у маленьких детей с КИ.

8.8.1. Как помочь ребенку пользоваться своим слухом

8.8.2. Как разговаривать с малышом, который вас не понимает и пока не всегда слушает?

8.8.3. Как понять, что он пытается мне сказать?

8.8.4. Поем вместе

8.8.5. Ситуации, игры и упражнения для развития у ребенка умения слышать, понимать речь и говорить.

8.8.6. Предметы домашнего окружения, которые могут быть использованы в обучении ребенка младшего возраста

Полезно:  График базальной температуры

ГЛАВА 9. СЛУХОРЕЧЕВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ РАНООГЛОХШИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ С КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТОМ.

9.1. Методические подходы и организация реабилитации.

9.2. Особенности коррекционной работы с ранооглохшими школьниками и взрослыми с низким уровнем языкового развития.

9.3. Особенности коррекционной работы с ранооглохшими пациентами с неразвитым остаточным слухом и пользующихся жестовой речью.

9.4. Начальный этап слухоречевой реабилитации. Сценарий первых занятий.

9.5. Последующая слухоречевая реабилитация.

9.5.1. Развитие слухового восприятия с кохлеарным имплантом.

9.5.2. Развитие языковой системы (системы родного языка).

9.5.3. Развитие устной речи.

9.5.3.1. Коррекция произносительных характеристик речи.

9.5.3.2. Развитие навыков речевого общения.

9.5.4. Развитие мышления, других психических функций и двигательных навыков.

9.5.5. Психологическая поддержка пациента и его близких.

ГЛАВА 10. ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОГО ВОСПРИЯТИЯ У ПАЦИЕНТОВ С КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТОМ.

10.1. Позднооглохшие пациенты.

10.2. Оценка развития слуха и речи у детей раннего возраста.

  • Оценка слуховых реакций ребенка во время занятия с сурдопедагогом.
  • Анкета для родителей «Оценка слухового поведения детей раннего возраста» (LittlEARS).

10.3. Оценка развития слуха и речи у ранооглохших детей дошкольного и школьного возраста с кохлеарными имплантами.

10.3.1. Батарея тестов «Оценка слухоречевого развития детей с кохлеарными имплантами EARS».

10.3.2. Оценка развития фонематического слуха.

10.3.3. Оценка кратковременной слухоречевой памяти.

10.3.4. Уровни развития слухового/слухоречевого восприятия и устной речи.

у детей с кохлеарным имплантом. Интегральная экспертная оценка.

10.4. Подведем итоги.

ГЛАВА 11. МЕДИЦИНСКОЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ С КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТОМ. ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ И ОБЩЕСТВО ГЛУХИХ.

11.1. Сурдологическая и неврологическая помощь пациентам с кохлеарным имплантом.

11.2. Техническое сопровождение пациентов с кохлеарным имплантом.

11.3. Меры предосторожности для пациентов с кохлеарными имплантами.

  • Общие меры предосторожности.
  • Бытовые ситуации.
  • Медицинские противопоказания.
  • Занятия спортом, игры, досуг.

11.4. Кохлеарный имплант и слуховой аппарат.

11.5. Кохлеарный имплант и FM – системы (системы «учитель-ученик»).

11.6. Кохлеарная имплантация, интеграция и общество глухих.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 3.

Приложение 3.1. Вопросы, наиболее часто задаваемые пациентами-кандидатами на кохлеарную имплантацию, и краткие ответы на них .

Приложение 3.2. Карты обследования поздноглохшего пациента-кандидата на кохлеарную имплантацию.

Приложение 3.3. Карты обследования ребенка-кандидата на кохлеарную имплантацию (дошкольный возраст).

Приложение 3.4. Карты обследования пациента- кандидата на кохлеарную имплантацию (ранооглохшие дети школьного возраста и взрослые) .

Приложение 3.5. Договор-обязательство с родителями о подготовке и проведении слухоречевой реабилитации ребенка-кандидата на кохлеарную имплантацию.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 7.

Приложение 7.1. Речевой материал для тренировки слухоречевого восприятия слов у позднооглохших и ранооглохших пациентов, владеющих связной речью.

Приложение 7.2. Речевой материал по развитию восприятия предложений.

Приложение 7.3. Речевой материал для тренировки восприятия слитной речи у позднооглохших пациентов.

Приложение 7.4. Речевой материал для развития опознавания звуков речи у пациентов с кохлеарным имплантом.

Приложение 7.5. Речевой материал для развития восприятия текстов у позднооглохших детей старшего дошкольного и школьного возраста.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 8.

Приложение 8.1. Памятка для родителей по обучению детей слышать с КИ в начальный период.

Приложение 8.2. Двигательные, слуховые, коммуникативные, языковые и речевые навыки ребенка в возрасте от 1 года до 5-ти лет.

Приложение 8.3. Пособия, необходимые для развития слухоречевого восприятия, устной речи, языкового развития, когнитивных навыков у детей.

Приложение 8.4. План занятий для самостоятельной работы родителей с детьми младшего возраста с КИ.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 9.

Приложение 9.1. Речевой материал для развития слухоречевого восприятия с КИ у ранооглохших школьников/взрослых с низким уровнем языкового развития.

Приложение 9.2. Упражнения для тренировки слухоречевой памяти.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 10.

Иллюстративный материал к батарее тестов EARS.

Оцените статью
iDoktor24.ru
Добавить комментарий